Methodical Activity

Современный урок- каким он должен быть?

 "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".
                                                                                                  


                                                                                                                                                                             В.А. Сухомлинский





Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков.  Все самое важное для ученика совершается тоже на уроке. 

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

 Как же подготовить современный урок?
 Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. 
Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: изучить образовательную среду, в которой будет проводиться урок:
а) характеристика класса, + распечатка «особенности детей»
б) место урока в учебной программе,
в)  возможности предметного кабинета, в котором будет проводиться урок.
2. Примите решение, в какой форме вы опишете предстоящий урок (его проект). Выбор варианта в первую очередь зависит от того, что учителем рассматривается в качестве основного условия эффективности урока. Если у педагога доминанта — собственная деятельность, то возможно подготовить план или план-конспект урока, в которых традиционно учитель описывает собственную деятельность. В сценарии описываются диалоги учителя с классом: что говорит или спрашивает учитель и говорят ученики (как правило наиболее успешные). Сценарий часто не предусматривает включение в работу всех учеников класса. Трудно не согласиться с тезисом: «Главное в эффективном уроке — работа самих учащихся». Именно в технологической карте прописывается для каждого этапа урока характер деятельности учеников. Технологическая карта может быть представлена в различных формах: обычного текста, таблицы или сочетать обычный и табличный тексты.
На случай непредвиденных обстоятельств рекомендуется планировать деятельность учащихся и готовить учебные материалы для запасных вариантов развития событий на уроке.
Каким быть уроку — определяет сам учитель. Это решение находится не вне его, а внутри, поскольку учитель сам лучше знает свои возможности, лучше советчиков понимает, как адаптировать свой опыт, способности к новой ситуации.
3.            Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку. При планировании и организации образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами: требованиями учебной программы, требованиями к санитарно-гигиеническому режиму, Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении Республики Беларусь, нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам. В методических рекомендациях представлены результаты исследований методистов и опыта успешного преподавания данной темы, что может быть полезно при выборе стратегии и при разработке отдельных аспектов в организации урока.
5.            Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков. (Это возможно сделать после консультации с учителем). Данная рекомендация, пожалуй, не вызовет интереса у учителя, который использует, в основном, комбинированные уроки. Однако многие педагоги строят образовательный процесс на основе идеи укрупнения дидактических единиц. Каждый урок в блоке имеет свой приоритет: изучение нового материала, закрепление и углубление знаний, отработка практических умений, решение творческих задач, контроль знаний. Проект урока зависит от его типа, поскольку каждый из уроков блока имеет свои специфические дидактическую цель, задачи воспитания и развития учащихся, а значит — особенности в содержании, формах, методах, средствах обучения и контроля, в деятельности учителя и учащихся.
6. Определите цель(и) урока и отберите учебное содержание. При проектировании урока первостепенное значение имеет грамотная постановка цели урока. Чаще всего педагоги ставят на один урок слишком много целей, достижение которых потребует нескольких уроков, или формулируют на один урок слишком обширные цели, которые также не могут быть достигнуты в отведенное время. Не меньшую трудность вызывает необходимость сформулировать цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока. Записать цель через свою деятельность очень просто: дать понятие чего-либо…; сформировать знания о … ; повторить … и т. п. Так писать легко, но бесполезно. Тем более, что такая формулировка целей не соответствует самой сути этого понятия: ведь цель — это планируемый результат деятельности. Планируемый результат деятельности учителя на уроке — это владение учащимися соответствующими знаниями и умениями, формировать, обобщать, повторять которые — задачи педагога. (По определению, задачи — это то, что нужно делать, чтобы достичь цели.) Исходя из этих соображений, рекомендаций ученых и опыта успешных учителей, возможны, в частности, следующие способы постановки целей:
•              Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями... (умения перечисляются).
•              Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут знать... и уметь... (далее перечисляются соответствующие знания: правичо, формула и т. п. — и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между... и т. п.).
•              Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение. При этом тест — это не только закрытые, но и открытые задания, например, на завершение фразы, установление зависимостей и т. п.).
Сформулированная такими способами обучающая цель делает работу на уроке целесообразной, организуется овладение учениками способами деятельности. Диагностично поставленная цель позволяет рационально составить задания выходного контроля, продумать контрольно-оценочный этап урока. Главным становится не «давание» учителем учебного материала, а учение, что обеспечивает повышение результативности образовательного процесса.
Обучающие цели определяются на основе раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать..., учащиеся должны уметь...», с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний, в «зоне ближайшего развития» учащихся класса.
Важно переформулировать цель таким образом, чтобы она была понятной учащимся, чтобы они знали, каким может быть результат их деятельности на уроке. Возможно планирование в начале урока ситуации самоопределения учащихся на личный результат, то есть постановки ими собственных целей. Успех урока будет более вероятным, если цель учителя становится стремлением учеников.
Если вы все же сформулировали цель через свою деятельность (дать понятие, научить, познакомить...; по большому счету — это не цель, а декларация о намерениях учителя, указание на то, что он сам будет делать на уроке: давать, учить, знакомить), то определите критерии для оценки результативности урока.
Учебное содержание задается учебной программой. Оно должно соответствовать обучающей цели и познавательным возможностям учащихся. Должны усваиваться те теоретические знания и формироваться те умения учащихся, усвоение которых задается обучающей целью.
7. Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа. Что касается воспитательного и развивающего аспектов урока, то соответствующие цели в полной мере, как верно полагают многие педагоги, сформулировать невозможно. Действительно, цель — это планируемый результат. Как можно спрогнозировать конкретный результат на 45 минут урока в части воспитания или развития учащихся?! Как можно оценить, в отличие от обучающих целей, на сколько за урок ученики стали более воспитанными или интеллектуально, эмоционально развитыми?! Присвоение учащимися той или иной ценности, овладение интеллектуальной способностью носит вероятностный характер (в отличие от цели обучающей, когда можно практически гарантировать усвоение, например, определения понятия «электрический ток»).
Воспитательные и развивающие цели определяются посредством идеального представления о выпускнике школы, которое фиксируется в модели выпускника или миссии образовательного учреждения. В этих локальных школьных нормативных документах определяется перечень нравственных, гражданских качеств выпускников, их интеллектуальных способностей и ключевых компетенций
Учитель для урока определяет задачи воспитания и развития, которые ориентированы на это идеальное представление, конкретизированное в перечнях качеств и способностей выпускника. Задачи удобно формулировать на основе следующих клише:
·         Содействовать....                            
·         Способствовать....                          
·         Создать условия....                         
·         Организовать ситуацию...                           
Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать и др. Не рекомендуется употреблять глаголы «воспитывать», «формировать», поскольку в этих словах не ощущается стремление к повышению субъектности учеников. К примеру, многие учащиеся класса не умеют устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях. Данное умение является весьма важным. Материал урока для этого, как говорят, благодатный. Тогда в плане урока учитель может обозначить следующую задачу развития учащихся: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи.
Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания образования, то есть организацией соответствующих ситуаций, например: для формирования умений диалога на уроке нужна организация диалогов; для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы; для выработки учениками ценностного отношения к историческому факту на уроке необходима ситуация выработки этого отношения. И т. п.
Для того чтобы сформулировать реальные воспитательные и развивающие задачи конкурсного урока, учителю важно выяснить, какие у учащихся, с которыми завтра предстоит работать, есть проблемы в воспитании и развитии.
8.            Спрогнозируйте предстоящее занятие. К данному этапу уже осуществлена диагностика предстоящего урока, определено его место в блоке уроков, в первом приближении определены цель и задачи воспитания и развития учащихся, учебное и деятельностное содержание образования. Теперь важно осуществить прогноз в отношении будущего урока, то есть «проиграть» различные варианты его проведения, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект, достижение цели при оптимальных затратах времени и усилий учителя и учащихся. При этом учитель обращается к уже сложившимся моделям проведения урока, известным ему технологиям или конструирует новые технологические решения. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:
-              учитывает ли этот вариант позитивные и отрицательные факторы;
-              позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут урока;
-              позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся;
-              будут ли активны учащиеся;
-              имеются ли соответствующие средства обучения;
-              возможно ли в конце урока видеть, достигнута ли цель урока. И др.
Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цель, задачи и содержание урока.
9.            Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока. Для определения этапов занятия могут быть приняты различные основания:
• следствия научной теории, например, поэтапного формироания умственных действий: ориентировка, материальное действие, этап внешней речи, этап внутренней речи, этап автоматизированного действия; укрупнения дидактических единиц — рассмотрение недифференцированного целого, изучение частных аспектов темы, обобщенное рассмотрение в совокупности связей и отношений и др.;
•              структура той или иной школьной технологии: например, если принято решение применить технологию обучения критическому мышлению, то этапы урока будут такими: вызов, осмысление, рефлексия; если разрабатывается урок формирования умений в интегральной технологии, то этапы урока могут быть следующими: ориентировочно-мотивирующий, операционно-познавательный, контрольно-оценочный;
•              авторское видение этапности урока. Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя (см. таблицу):
Пример описания этапа урока
Название этапа
Ожидаемый результат

Задачи учителя

Диагностический (8 мин.)

Осведомленность учащихся и учителя об успехах и пробелах в знаниях учащихся

1.            Организовать выполнение учащимися контрольных заданий
2. Организовать самоконтроль и самооценку по предложенным эталонам

Продумайте, каким образом на уроке будет устанавливаться степень достижения результатов каждого этапа.
10. Примите решение о методах и формах обучения. Самоопределение педагога в отношении этапов урока, их продолжительности и планируемых результатов позволяет перейти к выбору методов и форм обучения.
Внутренняя логика метода, как отмечает И. П. Подласый, — это путь достижения намеченной цели, а внешнее его проявление — способы взаимодействия учителя и учащихся. Важно выбрать такие методы, чтобы они наилучшим образом подходили для достижения обучающей цели и решения задач воспитания и развития учащихся, были адекватными содержанию урока, возрасту учащихся и т. п. Важно также выбор метода осуществлять не интуитивно, не как заблагорассудится (при этом можно совершить ошибку), а педагоги­чески обоснованно. Для этого учителю, во-первых, нужно знать функции и возможности каждого метода и ограничения на его при­менение и, во-вторых, уметь грамотно применять метод в реальном образовательном процессе.
В том случае, если для урока взята определенная технология, выбор методов не представляет сложности, поскольку их набор предопределяет сама технология. Имеет определенность и набор методов в случае самоопределения учителя на ту или иную модель образовательного процесса: традиционную, технологическую или личностно ориентированную. Выбор сужается и облегчается у пе­дагога с устоявшейся эффективной авторской дидактической сис­темой, включающей как компонент определенный набор методов.
Можно воспользоваться рекомендациями по выбору методов обучения предложенными, например, М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым. Методы имеют внешнее выражение (оформление) в фор­мах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т. п.). Выбор форм обусловливается целями и задачами урока, а также избранными методами.
11. Подберите средства обучения. Для отбора средств обуче­ния рекомендуется иметь в виду следующие детерминанты: цель и задачи урока, содержание, методы и формы обучения и особенно­сти учащихся класса. Покажем это на примерах:
а)            если, например, стоит задача «содействовать развитию креативных способностей учащихся», в качестве средства следует использовать открытые задания и вопросы;
б)            если цель — «умение строить графики линейной функции»,
то средство — соответствующие упражнения;
в)            для овладения учащимися деятельностным содержанием на уроке необходимы соответствующие ситуации развивающего типа, по сути, являющиеся средствами: если содержание — умение делать выбор, применяются ситуации выбора, если содержание — умение планировать работу, то средством является ситуация плани­рования учащимися своей деятельности.
Каждый метод поддерживается (сопровождается) соответст­вующими средствами: метод работы с книгой — нужны книга, во­просы, задания учащимся; метод демонстрации — применяются соответствующие наглядные пособия, оборудование для постановки опытов и т. п. При принятии решения о том, какие средства будут использоваться на уроке, важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться тем или иным средством.
Таким образом, следуя пониманию урока как системы, средство нужно отбирать сообразно, согласно другим компонентам урока.
12.Продумайте "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
13. Примите решение об обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна:
·         для установления степени соответствия полученных резуль­татов сформулированной цели;
·         обнаружения учащимися собственных успехов и пробелов;
·         поддержания высокой учебной мотивации.
Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Урок без обратной связи — это урок с плохим управлением.
Возможные варианты организации обратной связи:
-              каждый из учащихся пишет или говорит о том, достиг ли он цели, в чем ее пока не достиг;
-              учащиеся выполняют тест и сравнивают свои ответы с эталонами, организуется обсуждение результатов и коррекция;
-              учащиеся сравнивают свою деятельность и ее результаты с критериями, которые предложены учителем или выработаны совместно. И т. д.
14.          Определите содержание домашнего задания учащимся и способ его предъявления. Невозможно однозначно уже на этапе подготовки к уроку определить содержание домашнего задания. Это можно сделать только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, которые выявлены посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находится в «зоне их ближайшего развития». Для учащихся с низкой учебной мотивацией важно делать его привлекательным и интересным.
15.          Оцените проект урока через призму признаков его эффективности. Внесите необходимые коррективы. Рекомендуем обратиться к критериям эффективности урока и оценить, насколько разработанный проект (план, план-конспект, сценарий или технологическая карта) соответствует этим критериям. Проверьте себя.

В завершение предлагаем выполнить небольшой ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИЗУ И САМООЦЕНКЕ конкурсантом конкретных ситуаций, которые организуются педагогами в самом начале урока или факультативно­го занятия.

   В начале учебного занятия происходят следующие события:
       Это оправдано (не оправдано), потому что...


Точка зрения одного из учителей:
Ваше мнение
1. Учитель спрашивает у дежурного об отсутст­вующих и делает пометки в классном журнале
Бесполезно потраченное время. Отсутствующих мож­но отметить когда, например, ученики выполняют само­стоятельную работу

2. Учитель просит дежур­ного смочить губку и вы­тереть записи на доске
Нормально, надо же подго­товить рабочее место

3. Учитель спрашивает у учеников, какое задание они получили на про­шлом уроке для домаш­ней работы
Какой смысл спрашивать у учеников то, что сам учитель знает?

4. Учитель выдает не­скольким ученикам кар­точки для выполнения упражнений по домаш­нему заданию
Это оправдано, поскольку таким образом учитель осуществляет индивидуальный подход

5. Учитель вызывает к доске ученика отвечать на первую часть домашнего параграфа, другим ученикам предлагается внимательно слушать, задавать отвечающему вопросы, дополнять
Это делать не целесообразно, поскольку призывы слушать ученики, как правило, игнорируют Это полезно только отвечающему учащемуся. Время урока тратится не рационально

7. Учитель проводит фронтальный опрос и ставит отметки тем уче­никам, которые при этом проявляли большую ак­тивность
Такой контроль не позволяет установить степень владения материалом каждым учеником. Создается иллюзия активности класса

8. Учитель просит учени­ков записать в тетради название новой темы и начинает ее излагать
Это срабатывает лишь в классе, в котором учатся учащиеся с высокой мотивацией на данный учебный предмет

9. Учитель просит уча­щихся устно высказать или написать свои сужде­ния по поводу предмета изучения на сегодняшнем уроке
Может быть, в этом есть смысл, поскольку ученики оценивают свою информированность и степень незнания. Это повышает мотивацию

10. Учитель демонстри­рует опыт, факты, кото­рые не согласуются с прежним опытом уча­щихся
Хорошо: создается ситуация неопределенности — проблемная ситуация

11. Учитель проводит то­тальную диагностику тех знаний, которые будут нужны в процессе изуче­ния нового материала
Это соответствует технологическому подходу. Чтобы учить дальше, нужно знать исходный уровень учащихся и провести соответствующую коррекцию

12. Учитель объявляет цель на урок
Учитель цель объявил, но все ли ученики ее принимают?! Многие даже это не услышат

13. Учитель предлагает учащимся выбрать себе на урок цель из предло­женного списка
Это хорошей прием, поскольку он является стимулом к последующей активности учащихся


 

Эффективное целеполагание

  Соблюдая основные требования к уроку, учитель  вносит свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характе­ра класса, так и от его индивидуальных черт.

         
«Иду на урок»
С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?»


Цель –   идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Как осуществляется целеполагание в педагогической деятельности?
Как правило, цели  урока педагоги формулируют  через:
а) свою деятельность,
б) изучаемое содержание.
Записать цель через свою деятельность очень просто:
·          дать понятие (например, о цивилизации или силы электрического тока),

сформировать знания о.., познакомить с.., воспитать, развивать, показать, обосновать, проанализировать, обобщить, систематизировать, научить, доказать, сравнить, проверить и т. п. 


Подобного рода определения нельзя отнести к целям, поскольку они не дают описания конечного результата (продукта) урока.
Это указания на задачи, которые ставит перед собой учитель в процессе подготовки урока. Ученики в данном случае – лишь объект воздействия педагога, материал, с которым он работает. Главными становятся действия учителя, его план, в то время как результат урока (запланированная цель) рассматривается как нечто второстепенное.


Диагностическое целеполагание - описание целей таким образом, что можно надежно определить степень их достижения

В планируемом для изучения материале выделяются учебные элементы (УЭ): понятия, формулы, факты, закономерности и т. п. Их перечень задается учебной программой.


По каждому УЭ определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу  урока  или темы. На каждом из уровней  применяются соответственные глаголы:
·      на узнавание (учащиеся должны различать, узнавать, называть);
·      на запоминание (в конце урока воспроизводят, дают определения, перечисляют, изображают);
·      на понимание (приводят примеры, поясняют смысл, пересказывают, выделяют главное, сравнивают, находят общее);
·      на применение по образцу;
·      на перенос (применение в измененной ситуации, использование неизвестного способа решения)


К каждому из обозначенных действий подбирается вопрос или задание, с помощью которого можно однозначно судить о степени овладения учащимся данным действием. Совокупность вопросов и заданий образует тестовое задание.

 


              Исходя из вышесказанного, рекомендаций ученых и успешных педагогов предлагаются следующие способы постановки целей.
              В рабочем плане можно записать следующие формулировки образовательных целей:
1.   Владение учащимися следующими умениями …
2.   Готовность учащихся в конце урока успешно выполнить следующий тест... (далее приводится текст самого теста или делается ссылка на место его нахождения).
3.  

Идеальной целью урока в когнитивной области является ученик, который по окончании учебного занятия полностью и верно выполняет предложенное тестовое задание. 

Предполагается (или планируется), что к концу урока ученики будут знать … и уметь … (далее перечисляются соответствующие знания и действия: выделять, устанавливать причинно-следственные связи между ... и т. п.)

Обучающие цели определяются на основе раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…» с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний, в «зоне ближайшего развития» учащихся класса.
        

 
Главным становится не подача учителем материала, а учение учащихся, что обеспечивает повышение результативности образовательного процесса. Успех урока будет более вероятным, если цель учителя становится стремлением учеников. Цель должна быть сформулирована конкретно, кроме того, важно иметь инструмент для определения степени её достижения.

Задача это – совокупность последовательных действий (операций) над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ    ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАДАЧ УРОКА
     
ЦЕЛЬ     
РЕЗУЛЬТАТ

ЗАДАЧИ  
ПРОЦЕСС
        
Воспитательные и развивающие задачи должны быть направлены  на усвоение учащимися нравственных ценностей, норм нравственного поведения, на развитие их  мыслительных, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных способностей.

При подготовке к уроку следует планировать не параметры развития и воспитанности учащихся, а ситуации, условия, в которых с некоторой степенью вероятности будут формироваться соответствующие качества школьников.
При постановке обучающих целей мы описываем результат, а при постановке воспитательных и развивающих задач – параметры процесса, что, в отличие от познавательных целей, сделать достаточно трудно.
Целеполагание в воспитании и развитии на уроке обуславливается системным представлением учителя об «идеальном» ученике  – выпускнике школы. Это представление формируется на основе анализа требований времени и социального заказа школе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ЗАДАЧ УРОКА

Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение), закрепление основных понятий, законов;
- создать условия для формирования умения находить изучаемое явление в…;
- правильно объяснять сущность изучаемого явления или понятия;
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету…;
- проверить, проконтролировать  следующие общеучебные умения и навыки…,
- создать условия для отработки навыка…;
- актуализировать знания о…;
- создать условия для формирования умения составлять сравнительную характеристику героев;
- в результате выполнения заданий учащиеся должны прийти к выводу…

Развивающие:
- создать условия для совершенствования таких общеучебных умений и навыков, как умение выделять главное,  как  умение составлять простой план;
- совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой;
-  содействовать формированию общеучебных умений и навыков (планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с книгой и т.д.);
- совершенствовать навыки анализа эпического произведения;
- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, умению отстаивать свою точку зрения.



Воспитательные:
- содействовать  воспитанию следующих нравственных  качеств учащихся…, уделив  внимание  воспитанию коллективизма, активной жизненной позиции и т.д.;
- содействовать воспитанию…;
- содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации учащихся;
- содействовать воспитанию культуры общения  через ситуации  «ученик - ученик».



Цели урока являются определяющими в деятельности учителя и учащихся. Диагностическое конкретное описание в форме действий, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, обуславливает соответствующую работу школьников.
Планирование целей личностного развития ориентирует педагога на создание адекватных условий и ситуаций, в которых ученики реализуют свои потребности и развивают свои способности.

Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся

 




 Примерные задачи уроков для учителей иностранного языка
  :
Образовательные:
v -обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
v -сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету………;
v - проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём…)…;
v -создать условия для отработки навыков и умений в чтении письме, говорении, восприятии речи на слух;
v - создать условия для отработки навыков анализа такого грамматического (фонетического) явления, как…….;
v -актуализировать знания о…;
v – расширить общий и филологический кругозор учащихся;

Развивающие:
v - создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
v - создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
v  - создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
v - содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности ;
v - содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность ;
Воспитательные:
v - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
v - способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
v - содействовать формированию патриотических чувств;
v - содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
v - содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
v - содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;
v - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
v - содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
v - содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции

РЕФЛЕКСИЯ 

Урок изучения нового материала
 Вариант 1.
    В случае согласия с утверждением поставьте «+».
1. Тема урока вызвала интерес.
2. Я с удовольствием работал(а).
3. Я вижу практическое применение данной темы.
4. Думаю, что тему урока усвоил(а) на_____(баллы).
Вариант 2.
    В случае согласия с утверждением поставьте «+».
1. Я узнал(а) много нового и интересного.
2. Думаю, мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
 Вариант 3.
Эпиграф к уроку: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).
Какие ощущения возникли у вас после посещения ресторана?
1. Насытились.
2. Больше всего мне понравилось_______________________.
3. Я почти переварил.
4. Этот ресторан__________________________________.
5. Я переел.
6. Пожалуйста, добавьте_____________________________.
 Вариант 4.
Используя одно слово или словосочетание, отметьте, что сегодня на уроке было:
1. Наиболее увлекательным ________________________;
2. Наиболее трудным для усвоения ______________________;
3. Усвоено хуже всего ________________________;
4. Усвоено хорошо __________________________.
Вариант 5.
Фамилия __________________________
По 10-балльной системе оцените:
а) узнали вы на уроке что-нибудь новое и интересное;
б) ваше эмоциональное состояние на уроке (было ли вам комфортно на уроке?);
в) свою работу на уроке.
Баллы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а










б










в










Вариант 7. «Диалог-рефлексия».
• Достигнута ли вами цель урока?
• Есть желание еще работать над данной темой?
• С какими трудностями вы встретились на уроке?
• В чем состоят ваши затруднения?
• Как вы можете помочь себе?
 
При проведении нестандартных уроков, целесообразен вопрос: «Понравилась ли форма проведения урока? Почему?»


Урок обобщения материала

 На уроке я:
1) чувствовал себя отлично, всё понимал(а) и готов(а) написать контрольную работу;
2) чувствовал(а) себя нормально, не всё пока получается, буду заниматься дополнительно;
3) мне было плохо, я не готов(а) написать работу;
4) (ваш вариант).

Оценочное окно

Сразу могу


Совсем
непонятно
применять


Хорошо
понятно



Никогда не смогу



применять
 
Прием незаконченного предложения
         Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
         В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить предложения
         Варианты:


  "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  "На этом уроке меня порадовало…";
  "Я похвалил бы себя…";
  "Особенно мне понравилось…";
  "После урока мне захотелось…";
  "Я мечтаю о …";
  "Сегодня мне удалось…";
  "Я сумел…";
  "Было интересно…";
  "Было трудно…";
  "Я понял, что…";
  "Теперь я могу…";
  "Я почувствовал, что…";
  "Я научился…";
  "Меня удивило…" и т.п.



Прием "Плюс - минус -интересно"
                     Ученикам предлагается заполнить таблицу: графа «+» - все, что понравилось на уроке, графа «-»  - все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «Ассоциации»
         Пустыня – каждый день одно и то же.
         Штурм горной вершины – трудно, но интересно.
         Болото – неприятно бродить по болоту.
         Туман – может быть, тут и есть что-то интересное…
         По волнам под парусом - быстро и легко. Пожалуй, даже слишком легко.
         Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое



факторы УЗ
уровни гигиенической рациональности УЗ
рациональный
недостаточно рациональный
нерациональный
Плотность урока
не менее 60% и
не более 75-80%
85-90%
более 90%
Число видов учебной деятельности
4 - 7
2 - 3
1 - 2
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
не более 10 мин
11-15 мин
более 15 мин
Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позже чем через 7-10мин
смена
через 11-15 мин
смена
через 15-20 мин
Число видов преподавания
не менее 3
2
1
Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 мин
через
15-20-мин
не чередуются
Наличие эмоциональных разрядок
2 - 3
1
нет
Место и длительность применения ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами
с частичным соблюдением гигиенических норм
в произвольной форме
Чередование позы
поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой учащихся
имеются случаи несоответствия позы виду работы, преподаватель иногда контролирует посадку учащихся
частые несоответствия позы виду работы, поза не контролируется преподавателем
Физкультминутки
2
1
отсутствуют
Психологический климат
преобладают положительные эмоции
имеются случаи отрицательных эмоций
преобладают отрицательные эмоции
Момент снижения учебной активности
не ранее чем через 40 мин.
не ранее чем через 35-37 мин.
менее чем через 30 мин.




ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И

ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

   Для проведения контроля грамматических и лексических навыков наиболее распространенными  являются следующие задания:

  1. Низкий  (рецептивный)уровень (1 –2) :

1)Вставь предлог, послелог (даны варианты).
2)Выбери правильный вариант (из 2).
3)Подчеркни в предложении ту или иную грамматическую структуру (артикли, предлоги, модальный глагол, видо-временную форму глагола, местоимения, суффиксы с отрицательным значением и т.д.).
4)Распредели слова по группам (3 группы).
5)Из приведенных слов выбери слова, относящиеся только к какой-то определенной  грамматической структуре.
6)Выбери подходящее по смыслу слово.
7)Выбери и выписать наречия, прилагательные и т.д. из данных слов.
8)Какое слово в данном ряду является лишним (грамматическая форма, грамматическая структура) (4 пункта).
9)Выбери предложение, в котором имеется данная грамматическая структура.
10)Подчеркни слова, относящиеся / не относящиеся к данной теме (4-5 пунктов).
11)Выбери одну из форм (глагола, местоимения и т.д.).
12)Просмотри список глаголов и скажи, какой вид деятельности человека они характеризуют (виды деятельности указаны).

  2. Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный) уровень (3 – 4) :

1)Поставь глаголы в скобках в правильную форму (даны варианты).
2)Выбери правильный вариант (из 3-х предложенных) (элементарные грамматические структуры).
3)Образуй какую-либо грамматическую структуру (множественное число существительных; степени сравнения прилагательных и наречий; прошедшее время глаголов; образовать три формы неправильных глаголов и т.д.).
4) Правильно соедини две части предложения.
5)Дополни таблицу необходимыми  отсутствующими словами  (местоимениями и т.д.).
6)Впиши одну из форм глагола.
7)Подбери синоним (антоним) к выделенному слову.
8)Поставь, где необходимо, артикль (по заученным структурам).
9)Соотнеси част и целое, напр. «палец» - «рука».
10)Впиши пропущенное слово в правиле.
11)Воспроизведи союзы, предлоги и т.д.
12)Найди словообразовательные суффиксы в словах, назови часть речи.
13)Составь предложения, соединив левую и правую часть.
14)Выбери подходящее по смыслу слово (слова даны).
15)К следующим словам подбери из предлагаемого списка антонимы-прилагательные (существительные, глаголы).
16)Соотнеси две группы прилагательных и найди пары антонимов.
17)Вставь недостающие глаголы, употребляя их в одной из двух предлагаемых видо-временных форм в соответствии с контекстом. (Приводится список глаголов в инфинитивной форме).
18)Составь синонимические пары из глаголов, указанных в двух колонках.
19)Соотнеси список слов, обозначающих покупки и услуги, со списком слов, обозначающих названия магазинов и служб быта.
20)Назови все предметы, изображенные на картинке, используя набор букв к каждому из них.
21)Заполни пропуски в предложениях, используя приведенные в списке глаголы в инфинитивной форме. В соответствии с контекстом употреби глаголы в нужной видо-временной форме.
22)Соотнеси существительные из текста, данные во множественном числе, с предметами, изображенными на картинке, и назови эти предметы в единственном числе.
23)Заполни пропуски в предложениях, используя глаголы из приведенного списка и добавляя к ним необходимый по контексту модальный глагол.
24)Заполни пропуски в предложениях неправильными глаголами из приведенного списка в соответствующей видо-временной форме.
25)Выбери из таблицы предложения, отвечающие действительности.
26)Расширь следующие предложения, раскрывая скобки.
27)Соотнеси следующее высказывание с прошедшим (настоящим, будущим) временем. Произведи необходимые изменения.
28)Опровергни следующие высказывания и дополни их.
29)Расскажи о том, что из задуманного ты не сделал на прошлой неделе, но сделал на этой неделе.

  3. Средний (репродуктивно-продуктивный) уровень (5 – 6) :

1)Найди лишнее слово и выписать его.
2)Составь предложения из данных слов (слова приведены в правильной грамматической форме) по образцу.
3)Поставь глаголы  в скобках в нужную форму (используя образец).
4)Выбери правильную видо-временную форму из 3 вариантов.
5)Вставь артикли, предлоги , послелоги там, где необходимо.
6)Выбери правильный артикль, предлог, местоимение из 3 вариантов.
7)Перепиши предложения, поставив наречие на нужное место.
8)Заполни пропуск одним подходящим по смыслу словом (слова даны).
9)Исправь лексические и грамматические ошибки в тексте (предложениях) (указано количество ошибок).
10)Образуй новые слова, используя суффиксы и префиксы (суффиксы и префиксы даны).
11)Переведи на английский язык слова, данные в скобках.
12)Дополни предложения, вставив предлоги (предлоги указаны).
13)Переведи на английский язык, используя ключевые слова.
14)Выбери правильный вариант (из 3).
15)Дополни предложение, используя данную картинку / русский эквивалент, приведенный в скобках.
16)Запиши следующие глаголы в инфинитиве
17)Напиши формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных или наречий
18)Составь предложения из предложенных слов
19)Раскрой скобки (конструирование предложения)
20)Употреби существительные в единственном / множественном числе
21)Вставь соответствующие личные местоимения
22)Употреби прилагательные или наречия в сравнительной или превосходной форме
23)Образуй словосочетания (слева даны существительные, справа – прилагательные и т.д.)
24)Найди синонимы / антонимы (слева данные слова, справа – слова для выбора)
25)Вставь в предложения пропущенные предлоги. Используй для этого предлоги, указанные в списке. (К каждому предлогу в скобках указывается число употреблений в задании).
26)Вставь в предложения недостающие сегменты (вводную конструкцию, глагол, существительное, прилагательное, наречие) в соответствии с контекстом. (К каждому предложению приводятся три варианта подстановки).
27)Дополни предложения словами из списка в соответствии с контекстом.
28)Заполни пропуски в предложениях неправильными глаголами из предложенного списка, употребляя их в соответствующей видо-временной форме.
29)Подбери к исходным словам в левой колонке слова, которые могут быть с ними ассоциированы, из правой.
30)Заполни пропуски в предложениях прилагательными, характеризующими людей. Используй прилагательные, указанные в списке.
31)Прочитай исходные слова в левой колонке и словосочетания в правой. Отметь словосочетания, которые можно ассоциировать с исходными словами.
32)Внимательно прочитай диалог, в котором используются пять слов, употребленных не в своих значениях. Употреби эти слова в нужном значении.
33)Заполни пропуски в предложениях словами в единственном или множественном числе в зависимости от контекста. (Все слова в списке даются в единственном числе).
34)Просмотри список глаголов одной семантической группы (глаголы говорения, мышления, видения, взаимодействия и др.) и заполни этими глаголами пропуски в предложениях в соответствии с контекстом.
35)Расположи предложения с глаголами в разных видо-временных формах в соответствии с развитием сюжета текста.
36)Расположи предложения с глаголами в разных видо-временных формах в соответствии с логической последовательностью и правилами согласования этих форм.
37)Расположи предложения, содержащие разные видо-временные формы, в логической последовательности в соответствии с правилами согласования этих форм.
38)Употреби нужный артикль. (Число употреблений каждого артикля указано в скобках.

 4.  Достаточный (продуктивный) уровень (7 – 8) :

1)Поставь глаголы в скобках в правильную форму (наиболее трудные случаи употребления с ориентацией на контекст).
2)Заполни пропуски одним подходящим по смыслу словом (слова даны).
3)Исправь лексические и грамматические ошибки в тексте (количество ошибок указано).
4)Перефразируй предложения, используя слова, данные в скобках.
5)Составь повествовательные распространенные предложения из данных слов.
6)Перефразируй предложения, используя данные слова в скобках, сохранив смысл исходных предложений.
7)Вставь артикль, предлог, послелог там, где необходимо, в соответствии с контекстом.
8)Образуй производное слово, подходящее по смыслу предложения.
9)Переведи на иностранный язык слова, данные в скобках, в контексте предложения.
10)Напиши подходящие по смыслу фразы-стимулы к данным ответам.
11)Заполни пропуски в предложениях, используя следующие слова.
12)Найти слово, которого не должно быть в предложении.
13)Найти ошибки и исправить их.
14)Закончи предложения.
15)Ответь на вопросы, употребив вместо выделенных существительных соответствующие местоимения.
16)Поставь вопросы к указанным словам.
17)Сформулируй вопросы к данным ответам.
18)Измени степени сравнения прилагательных по смыслу.
19)Образуй из исходных корневых глаголов новые с помощью префиксов или послелогов, опираясь на контекст.
20)Подбери к словам, данным в левой колонке, синонимы. Составь предложения из разрозненных слов и включи в них подобранные синонимы.
21)Найди место пропуска слова в предложениях и вставь слова из списка по теме.
22)Выбери из данных слов наиболее подходящее по смыслу и заверши им предложение.
23)Вставь глаголы с послелогами (фразовые глаголы) в нужной форме вместо пропусков и внеси необходимые изменения в предложения.
24)Вставь глаголы, выражающие просьбу, требование, приказание, побуждение что-либо сделать, в каждое из следующих предложений; внеси необходимые изменения в соответствии с особенностями употребления и сочетания этих глаголов с другими словами.
25)Вставь вместо пропусков прилагательные, образуя их от глаголов и существительных, приведенных в конце задания.
26)Образуй пары синонимов и антонимов из указанных слов.
27)Приведи исходные формы существительных и глаголов, употребленных в следующих предложениях, исключая для этого словообразовательные элементы.
28)Выбери из следующих предложений слова с однородными суффиксами и префиксами. Сравни их со словами в списке, укажи синонимы и антонимы.
29)Подбери из списка слова таким образом, чтобы показать постепенный переход от слова к его антониму.
30)Расположи данные слова в такой последовательности, чтобы был виден логический переход от слова с конкретным значением к слову с обобщающим значением.
31)Замени в предложениях выделенные слова антонимами и внеси в предложения соответствующие изменения.
32)Добавь к следующим репликам фразы типа «Он сказал», используя прилагаемый список.
33)Образуй из исходных корневых глаголов новые с помощью префиксов или послелогов, опираясь на контекст.
34)Догадайся, какие вопросы содержались в следующих предложениях.
35)Объясни причину, по которой ты не сможешь сделать задание, подчеркивая это употреблением грамматических форм.

  5. Высокий (продуктивно-творческий ) уровень (9 – 10):

1)Поставь глаголы в скобках в соответствующую форму (исключение из правил).
2)Исправь ошибки в данном тексте (лексические и грамматические).
3)Прочитай следующие предложения. Каждое предложение поделено на части. Одна из частей содержит ошибки. Найди ошибку и исправить ее.
4)Составь разные типы предложений из данных слов.
5)Перефразируй предложения, сохранив смысл исходных предложений.
6)Напиши подходящие по смыслу фразы-стимулы к данным ответам.
7)Переведи предложения с русского языка на английский.
8)Восстанови текст, вставив пропущенные слова.
9)Напиши вопросы, к которым следующие высказывания были бы ответами.
10)Заверши диалог, заполняя пропуски соответствующими репликами одного из собеседников, которые даются ниже.
11)Составь диалог из разрозненных реплик.
12)Составь реплики из отдельных слов для каждого партнера в соответствии с ситуацией.
13)Замени предложения в репликах диалога, если они не соответствуют функциям реплик, указанных в скобках.
14)Подбери реплики для каждого партнера из предлагаемого набора в соответствии с указанными в скобках функциями речевого высказывания.
15)Заверши реплики диалога в соответствии с указанными функциями.
16)Подбери реплики к диалогу по ключевым словам.
17)Сократи реплики в диалоге за счет второстепенных слов, чтобы не нарушить их смысла.
18)Расширь реплики в диалоге, используя слова из списка.
19)Расширь реплики диалога, подбирая подходящие к ним по смыслу предложения из списка.
20)Расширь реплики диалога, добавляя в них самостоятельно предложения в соответствии с дополнительной коммуникативной задачей (например, выражения отношения к сообщаемому факту).
21)Подбери к глаголам в левой колонке антонимы из правой. Составь пары противоположных по смыслу предложений.
22)Исправь опечатки в следующих предложениях.
23)Составь диалог, подбирая и располагая в логической последовательности разрозненные реплики. (даются начало и конец диалога.)
24)Соотнеси в параллельных списках собирательные существительные с названиями людей, животных, предметов и употреби их в соответствующих предложениях, используя дополнительные слова.
25)Составь диалог по аналогии с диалогом-образцом.
26)Дай начало следующих диалогов.

                  Для оценивания тестовых заданий по лексике и грамматике,

                                      восприятию речи на слух, чтению

                             используется следующая рейтинговая шкала:

№ уровня
«Цена» заданий по
           уровням                   
Суммарный балл
       Отметка
         1                            
                2
              2
          1 - 2
         2
                4
              6
          3 - 4
         3
                6
              12
          5 - 6
         4
                8
              20
          7 - 8
         5
                10
              30
          9 - 10


   После каждого задания указана формула, в которую учитель подставляет число, равное количеству правильных ответов учащегося, и в результате получает общий балл за каждое конкретное задание. Окончательная отметка за разноуровневую контрольную работу выставляется на основе общей суммы баллов за все пять заданий, при этом можно опираться на выше представленную таблицу.
   Если ученик выполнил задания 1, 2, 3 уровней, то суммарный балл составит 2+4+6=12. Отметка этого ученика находится в интервале 5-6 баллов. Итоговая отметка (5 или 6 баллов) выставляется с учетом допущенных ошибок и их характера. При отсутствии ошибок работа учащегося оценивается в 6 баллов.
   При составлении разноуровневых заданий нужно иметь в виду, что «цена» одной позиции заданий первого уровня не может быть выше «цены» одной позиции заданий второго уровня и т.д. На практике это выглядит следующим образом: если на первом уровне было предложено выполнить два задания по две позиции в каждом, то в сумме мы имеем четыре позиции, выполнив которые правильно, ученик получит два балла. Цена одной позиции равна 0,5 балла (2:4=0,5). Если второй уровень состоит из одного задания, в которое включено пять позиций, то, выполнив его правильно, ученик получит, согласно рейтинговой шкале, 4 балла, а «стоимость» одной позиции равна 0,8 балла (4:5=0,8).


Как учителям повышать учебную мотивацию школьников 

/по материалам сайта http://www.poznaysebia.com/2012/11/27/50-sovetov-po-povyisheniyu-motivatsii-shkolnikov-na-urokah/

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.




Комментариев нет:

Отправить комментарий